Шри Ауробиндо.



Перевод с английского: А. Шевченко (sriaurobindo@mail.ru), 1997

******************* Мысли и Афоризмы*******************

Гьяна
Карма
Бхакти

Шри Ауробиндо [1] В человеке есть две союзные силы: знание и мудрость. Знание - это та часть искаженной средой истины, до которой ощупью добирается разум; мудрость - то, что прозревает в духе око божественного видения.

[2] Вдохновение - это тонкий ручеек света, проистекающий из знания беспредельного и вечного; оно в большей степени превосходит рассудок, чем сам рассудок превосходит чувственное знание.

[3] Когда мне случается говорить, разум шепчет: "Я скажу то-то и то-то"; однако, Бог изымает эти слова и с моих уст срывается нечто иное, от чего разум трепещет.

[4] Я - не Джняни, ибо нет у меня иного знания, кроме того, что Господь дает мне для исполнения Его трудов. Как же узнать, разумно или безумно то, что я вижу? Нет, все не так; открывшееся моим глазам не разумно и не безумно, а попросту истинно.

[5] Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, тех совершенных сил, тех светоносных сфер стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают нас на просторах, пока еще не достигнутых нашей животной эволюцией, они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери, и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм - верные стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища.

[7] То, что люди называют знанием, есть приятие рассудком ложных видимостей. Мудрость же проницает взором все покровы и поистине видит.

[8] Рассудок разделяет, выявляет частности и противополагает их друг другу; Мудрость же объединяет и примиряет противоположности во всеобъемлющей гармонии.

[11] Моя душа знает, что она бессмертна. Ты же разымаешь на части мертвое тело и торжествующе вопрошаешь: "Так где твоя душа и где твое бессмертие?"

[12] Бессмертие - это не существование ментальной личности после смерти, хотя она и в самом деле не умирает, но обладание в бодрствовании нерожденной и бессмертной Сутью (Self), орудием и тенью которой является тело.

[15] Галлюцинация - это научный термин, который обозначает редкие проблески истин, обычно скрытых от нас ввиду нашей чрезмерной поглощенности материей; случайная комбинация искусных мазков художника - высочайшего и универсального Разума, который в своем сознательном бытии задумал и, как на холсте, воплотил этот мир.

[16] То, что люди называют галлюцинацией, есть отражение в уме и чувствах того, что лежит за пределами нашего обычного рассудочного и чувственного восприятия; суеверие же возникает в силу неверного истолкования умом этих отражений. Других галлюцинаций не существует.

[18] Кто-то постановил, что Бог должен быть таким-то и таким-то, или это не Бог. По-моему же, мне дано лишь познать, что есть Бог, и я не понимаю, как можно указывать Ему, каким Ему быть. Ибо где тот образец, по которому мы можем судить о Нем? Подобные суждения порождены безумием нашего эгоизма.

[19] В этой вселенной нет ничего случайного; понятие иллюзии само по себе есть иллюзия. Человеческий разум до сих пор не породил ни одной иллюзии, которая не содержала бы в себе искаженную истину.

[20] Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей; после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.

[21] Господь открыл мне глаза; ибо я увидел благородство вульгарного, привлекательность отвратительного, совершенство уродливого и красоту безобразного.

[36] Люди до сих пор влюблены в скорбь; когда они видят того, кто выше горя и радости, они проклинают его и кричат: "О ты, бесчувственный!" Именно поэтому Христос до сих пор распят на кресте в Иерусалиме.

[37] Люди влюблены в грех; когда они видят того, кто выше порока и добродетели, они проклинают его и кричат: "О, ты попиратель основ, бессовестный и безнравственный!" Именно поэтому Шри Кришна все еще не живет во Вриндаване.

[38] Некоторые утверждают, что Кришны никогда не было, что он миф. Они имеют в виду на Земле; потому что если бы Вриндавана не существовало вообще, не была бы написана Бхагавадгита.

[39] Поразительно! - немцы опровергли существование Христа; и тем не менее, его распятие до сих пор остается более значительным историческим событием, чем смерть Цезаря.

[46] Логика - худший враг Истины, как ханжество - худший враг добродетели; ибо первая не видит своих заблуждений, а второе - своего несовершенства.

[51] Ненавидеть грешника - самый большой грех, ибо это значит ненавидеть Бога; однако же, впадающий в него упивается своей высочайшей добродетелью.

[52] Когда я слышу слова "праведный гнев", меня поражает способность человека к самообману.

[53] Удивительно: люди могут любить Бога, но не в силах полюбить человечество. Кого же, собственно, они любят?

[54] Раздоры между религиозными сектами похожи на спор кубков о том, который из них единственно достоин содержать нектар бессмертия. Пусть себе спорят, мы же должны вкусить сам нектар, неважно из какого кубка, и достичь бессмертия.

[55] Вы говорите, в каждом кубке напиток имеет свой привкус. Но ведь это только вкус; что может лишить нектар бессмертия его силы?

[56] Стань безбрежным во мне, о Варуна; прояви свою мощь во мне, о Индра; будь ослепительным и светоносным, о Солнце; о Луна, исполнись очарования и нежности. Будь яростным и внушающим ужас, о Рудра; будьте порывистыми и стремительными, о Маруты; будь сильным и отважным, о Арьяма; будь сладострастным и дарующим наслаждение, о Бхага; будь нежным, ласковым, любящим и страстным, о Митра. Будь ярким и снимающим покровы, о Рассвет; о Ночь, будь торжественной и исполненной тайного смысла. О Жизнь, будь изобильной, щедрой и радостной; о Смерть, направляй поступь мою от обители к обители. Приведи всех их в гармонию, о Брахманаспати. Не дай мне впасть в рабство к этим богам, о Кали.

[65] Поскольку Бог - велик и непобедим, Он может позволить Себе быть слабым; Он неизменно чист, и поэтому может без ущерба для Себя вкушать сладость греха; обладая вечным знанием о всяком наслаждении, Он может находить наслаждение и в страдании; Он - сама мудрость, и потому Он оставляет за Собой право на глупость.

[66] Грех - это то, что когда-то было на своем месте, а ныне оказалось не на месте; иной греховности нет.

[67] Нет греха в человеке - лишь болезни, непроходимое невежество и ложное применение сил и способностей.

[68] Чувство греховности было необходимо для того, чтобы человек проникся отвращением к собственным порокам. Таким образом Бог давал человеку возможность преодолеть эгоизм. Человек же ответил на умысел Божий тем, что, плохо сознавая свои грехи, он слишком хорошо видит грехи других.

[69] Грех и добродетель - это игра, в которую мы играем с Богом, сопротивляясь Его усилиям устремить нас к совершенству. Сознание собственной добродетели помогает нам втайне лелеять свои пороки.

[70] Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным и сострадательным к другим.

[71] Мысль - это стрела, выпущенная в направлении истины; она может поразить цель, но никогда не покроет всей мишени. Но стрелок слишком доволен своим успехом, чтобы стремиться к чему-то большему.

[72] Признак пробуждающегося Знания - ощущение, что пока я знаю совсем немного или ничего; и все же, если бы я мог действительно знать то, что я знаю, я бы уже обладал всем.

[73] Когда приходит Мудрость, вот первый ее урок: "Такого понятия, как знание, не существует; есть лишь проблески Бесконечного Божества."

[74] Практическое знание - это нечто другое; оно реально и полезно, но ему никогда не хватает полноты. Поэтому обобщать и систематизировать хотя и необходимо, но пагубно.

[75] Мы должны систематизировать, но даже создавая систему и придерживаясь ее, мы всегда должны твердо помнить ту истину, что все системы по природе своей преходящи и неполны.

[76] Европа гордится своей практической и научной организацией и великими достижениями. Я жду, пока ее организация достигнет совершенства - тогда дитя сокрушит ее.

[77] Гений открывает систему; человек средних способностей превращает ее в стереотип, который разрушается с приходом нового гения. Опасно, когда армию ведут в бой ветераны: ибо на сторону противника Бог может поставить Наполеона.

[81] Временами смех Бога бывает очень груб и невыносим для утонченного слуха; Ему мало быть Мольером, Он должен быть также и Аристофаном, и Рабле.

[82] Если бы люди относились к жизни не столь серьезно, они очень скоро смогли бы сделать ее более совершенной. Бог никогда не относится серьезно к трудам Своим; вот почему мы видим перед собой эту прекрасную Вселенную.

[84] Сверхъестественное есть то, природа чего нами пока еще не постигнута, не познана, или силами чего мы еще не овладели. Жажда чуда, присущая человеку, указывает на то, что восхождение его еще не завершено.

[85] Не верить в сверхъестественное - рационально и благоразумно; однако, в вере в сверхъестественное тоже есть своя мудрость.

[86] Великие святые совершали чудеса; более великие - порицали их; а самые великие святые и порицали, и совершали их.

[88] Этот мир был создан Смертью, дабы она обрела жизнь. Ты хочешь упразднить смерть? Тогда исчезнет и жизнь. Тебе не дано упразднить смерть, но ты можешь превратить ее в более великое существование.

[89] Этот мир был создан Жестокостью, дабы она смогла возлюбить. Ты хочешь упразднить жестокость? Тогда и любовь исчезнет. Тебе не дано упразднить жестокость, но ты можешь преобразить ее в ее противоположность - в неистовую Любовь и Упоение.

[90] Этот мир был создан Невежеством и Заблуждением, дабы они могли обрести знание. Ты хочешь упразднить невежество и заблуждение? Тогда исчезнет и знание. Тебе не дано упразднить невежество и заблуждение, но ты можешь превратить их в высочайшую лучезарную силу, превосходящую разум.

[91] Если бы существовала только Жизнь, но не смерть, то не было бы и бессмертия; если бы существовала только любовь, но не жестокость, то вместо радости были бы обыденные мимолетные восторги; если бы существовал только разум, но не невежество, то наши величайшие достижения не выходили бы за пределы ограниченной рассудочности и житейской мудрости.

[92] Преображенная Смерть становится Жизнью, которая есть Бессмертие; преображенная Жестокость становится Любовью, которая есть нестерпимый экстаз; преображенное Невежество становится Светом, который простирается за пределы мудрости и знания.

[93] Боль - это прикосновение Матери нашей, которая развивает нашу способность к переживанию все более высокого восторга. Три ступени в ее школе: сначала - терпение, затем - невозмутимость души и, наконец, - экстаз.

[94] Всякое отречение свершается ради большей, еще не познанной радости. Одни отрекаются, чтобы испытать радость исполненного долга, другие - ради радости покоя, третьи отрекаются во имя радости Господней, четвертые - во имя радости самоистязания, твое же отречение пусть станет переходом, ведущим к свободе и безмятежному экстазу запредельного.

[95] Лишь через совершенное отречение от желания - или через совершенное удовлетворение желания - можно войти в самые тесные объятия Бога, ибо и в том, и в другом случае выполняется главное условие: желание умирает.

[98] Откровение - это непосредственное видение, непосредственное слышание Истины или вдохновенная память о ней - дришти, шрути, смрити; это высочайшее переживание, которое всегда можно пережить снова. Не потому, что это сказал Бог, но потому, что это видела душа, слово Писаний является для нас высочайшим выражением Истины.

[99] Слово Писания непогрешимо; ошибочными могут быть лишь толкования, которые дают Писанию сердце и ум.

[110] Увидеть строение Солнца или очертания Марса - несомненно, великое достижение; но когда у тебя будет прибор, который покажет тебе, как на ладони, душу человека, ты рассмеешься над чудесами физической науки, как над детскими погремушками.

[111] Знание - это дитя со всеми его открытиями; ибо едва узнав что-то новое, оно с радостными воплями и криками несется по улицам; Мудрость же долго хранит свои открытия в глубоком и великом безмолвии.

[112] Наука говорит и держится так, словно овладела всем знанием. Мудрость же в вечном движении вперед слышит эхо своих одиноких шагов на пустынном берегу необъятного Океана.

[113] Ненависть есть признак тайного влечения, которое, стараясь спрятаться от самого себя, яростно отрицает собственное существование. Это тоже игра Бога в Его творении.

[114] Эгоизм - единственный грех, подлость - единственный порок, ненависть - единственное преступление. Все остальное можно легко обратить в добро, эти же качества - самые упорные противники божества.

[115] Мир - это бесконечная периодическая десятичная дробь, целая часть которой - Брахман. Кажется, будто период начинается и кончается, но дробная часть бесконечна; у нее никогда не будет конца и никогда на самом деле не было начала.

[132] Когда у меня не было знания, я отвращался от преступников, грешников, падших, хотя во мне самом было с избытком и преступления, и греха, и грязи; когда же я очистился и печать спала с глаз моих, я низко поклонился в духе вору и убийце и припал к стопам проститутки; ибо я увидел, что эти души приняли на себя ужасное бремя зла и выпили за всех нас яд - эту грязную пену на волнах мирового океана.

[133] Титаны сильнее богов, ибо они условились с Богом противостать Ему и нести гнет Его гнева и вражды; боги же смогли принять лишь сладкое бремя Его любви и отрадного восторга.

[134] Когда ты сможешь увидеть, сколь необходимо страдание для венчающего все восторга, неудача - для совершенного успеха, а промедление - для конечной стремительности, тогда, возможно, ты начнешь понимать, пусть еще смутно и неясно, образ действия Божия.

[135] Всякая болезнь - это путь к новому наслаждению здоровьем, всякое зло и страдание - это приготовление Природы к некоему более высокому блаженству и счастью, всякая смерть - это врата в величайшее бессмертие. Почему это так - тайна Божья, которую может постичь лишь душа, очищенная от эгоизма.

[136] Почему твой разум или тело испытывают боль? Потому что твоя скрытая за покровами душа желает боли или находит в ней наслаждение; однако, если ты пожелаешь - и будешь упорствовать в своей воле, - ты сможешь распространить и на низшую свою природу закон чистого восторга, царящего в сфере духа.

[137] Нет такого незыблемого или непреложного закона, согласно которому то или иное соприкосновение с внешним порождает боль или удовольствие; эта реакция зависит от того, каким способом душа отвечает на натиск или давление Брахмана извне.

[138] Заключенная в тебе сила души при встрече с однородной силой, приходящей извне, не может найти правильную реакцию разума и тела*; и потому ты испытываешь боль, печаль или беспокойство. Если ты научишься соотносить ответное действие твоей внутренней силы с требованиями мировой силы, ты обнаружишь, что боль приносит удовольствие или превращается в чистое наслаждение. Правильное соотношение - условие блаженства, Ритам - ключ к Ананде.

[164] Не имеющих довольно силы для добровольного, полного и разумного соблюдения закона, который они установили над собой, должно подчинить воле других. Это главная причина порабощения народов. Когда господин попрает эгоизм, смущавший душу раба, последний получает - или, если сможет, обретает силой - новую возможность заслужить свободу через внутреннее освобождение.

[165] Соблюдать не столько законы других, сколько закон, который мы сами установили над собой, - вот что сейчас должны понимать под свободой мы, не пришедшие еще к духовному обновлению. Только в Боге и в духе сможем мы насладиться совершенной свободой.

[166] Двойственный закон греха и добродетели установлен над нами потому, что мы пока не открыли в себе совершенную жизнь и совершенное знание, которые сами собой неуклонно вели бы душу путем самореализации. Закон греха и добродетели утратит свою власть над нами, когда Божественное Солнце в полную мощь воссияет над душой, познавшей истину и любовь. После Моисея пришел Христос, на смену Шастрам - Веды.

[172] Закон не может спасти мир, именно поэтому заповеди Моисея мертвы для человечества, а Шастры браминов искажаются и умирают. Закон, обретший Свободу - вот истинный освободитель. Не пандит, но йогин, не монашеская жизнь, но внутреннее отречение от желания, невежества и эгоизма.

[175] Если добрый человек умирает или терпит неудачу, а злой живет и торжествует, значит, Бог должен быть злым? Я не вижу логики в таком утверждении. Сначала докажите мне, что смерть и неудача - это зло; порой мне кажется, что в миг своего прихода они являются высочайшим благом для нас. Но, введенные в заблуждение своим сердцем и нервами, мы упорно видим зло во всем, для них неприятном или нежеланном.

[176] Мысленно обращаясь к прошлому, я вижу, что если бы я не оступался и не страдал, то не познал бы высочайших восторгов своей жизни; однако, в час страданий и неудач я погружался в бездну отчаяния. Из-за того, что мы не в состоянии видеть дальше собственного носа, мы позволяем себе распускать нюни и роптать. Умолкните, о глупые сердца! Убейте эго, научитесь широкому, космическому видению и чувствованию.

[197] Не стоит тешить себя мечтой, что с избавлением от материальной нищеты люди станут намного счастливее и довольнее или общество освободится от своих недугов, неурядиц и проблем. Это лишь самое первое необходимое условие. До тех пор, пока остаются изъяны внутри, то есть в организации души, вовне всегда пребудут волнения, хаос и революция.

[198] Болезнь будет неизменно возвращаться в тело, если в душе сохраняется изъян; ибо пороки разума - это скрытая причина пороков тела. Точно так же нищета и неурядицы всегда будут преследовать человека в обществе, пока ум человечества остается во власти эгоизма .

[200] Средневековое христианство говорило человечеству: "Человек, в своей бренной жизни ты - греховная тварь и червь пред Господом; так отринь же эгоизм свой, живи ради грядущего блаженства и предай себя на попечение Господа и Его служителей." Ничего хорошего из этого не вышло. Современная наука говорит человечеству: "Человек, ты смертен, и пред Природой ты просто муравей или червяк, жалкая пылинка на просторах вселенной. Так живи же ради Государства и отдай себя, подобно муравью, на попечение умудренного правителя или научного специалиста". Принесет ли это учение больше пользы, чем первое?

[201] Веданта же говорит: "Человек, по природе и сути своей ты един с Богом, в душе ты един с твоими ближними. Так пробудись и устремись к своей высочайшей божественности, живи для Бога в себе и в других". Это учение, прежде доступное лишь немногим, ныне должно предложить всему человечеству, дабы оно могло обрести свободу.

КАРМА

[205] Бог направляет человека, а человек отступает от пути истинного; высшая природа наблюдает за блужданиями низшей смертной природы. Вот путаница и противоречие, которых мы должны избежать, обретя единство в себе - только тогда сможем мы прийти к ясному знанию и верному действию.

[206] Хорошо, если ты испытываешь сострадание ко всем живым существам; плохо, когда ты становишься рабом собственной жалости. Не впадай в рабство ни к кому, кроме Бога, - даже к самым светлым Его ангелам.

[207] Блаженство - это удел, назначенный человечеству Богом; сначала добудь это высочайшее благо для себя, чтобы затем раздать его без остатка своим ближним.

[208] Стяжающий лишь для себя самого стяжает зло, пусть даже и назовет его раем и добродетелью.

[209] В неведении своем я полагал, будто гнев бывает благородным, а месть великой; теперь же, когда я смотрю на Ахиллеса в его эпическом неистовстве, я вижу очаровательное дитя в очаровательном приступе ярости - и радуюсь и забавляюсь от всей души.

[210] Власть благородна, когда она выше гнева; разрушение величественно, но утрачивает свое величие, когда происходит из мести. Оставь и то, и другое, ибо это удел низшего человечества.

[211] Поэты много писали о смерти и бедствиях внешнего мира; но единственная подлинная трагедия - это поражение души, а единственный настоящий эпос - это триумфальное восхождение человека к божеству.

[212] Трагедии сердца и тела - это плач детей из-за мелких бед и сломанных игрушек. Улыбнись про себя, но утешь детей; и прими участие, если можешь, в их игре.

[216] Кто способен вынести вторжение Кали во всей ее неистовой силе и огненной божественности? Лишь человек, которым уже обладает Кришна.

[217] Не надо ненавидеть угнетателя, ибо если он силен, твоя ненависть ужесточает его притеснение; если же он слаб, твоя ненависть излишня.

[218] Ненависть - это меч силы, но с обоюдоострым клинком. Она подобна Критье древних магов, которая, упустив свою жертву, в ярости возвращалась поглотить пославшего ее.

[219] Люби Бога в своем противнике, даже когда ты поражаешь его; и тогда ад не станет уделом ни одного из вас.

[229] Люди убивают в неудержимом гневе, из ненависти или из мести; раньше или позже сотворенное ими зло вернется и поразит их; или же они убивают из своекорыстного интереса, хладнокровно; Бог не простит их. Если ты убиваешь, пусть вначале душа твоя познает смерть как некую реальность и увидит Бога в ударе, в наносящем удар и в принимающем удар.

[230] Храбрость и любовь - единственные необходимые добродетели; даже если все остальные ослабнут или заснут, эти две сохранят душу живой.

[231] Подлость и эгоизм - единственные пороки, которые я нахожу трудным простить; однако, именно они распространены повсеместно. Поэтому нужно не ненавидеть их в других, но уничтожить в самих себе.

[238] Революции разрубают прошлое на куски и швыряют его в котел, но в конце концов оттуда восстает все тот же старый Эсон в новом обличье.

[239] История мира насчитывает лишь полдюжины революций, увенчавшихся успехом, да и те по большей части напоминали, скорее, неудачи; тем не менее, именно через великие и благородные неудачи человечество продвигается вперед.

[240] Атеизм - это неизбежный протест против порочности церквей и ограниченности вероучений. Бог использует его в качестве камня, сокрушающего эти грязные карточные домики.

[241] Сколько ненависти и глупости удается людям поместить в красивую упаковку с надписью "Религия"!

[242] Бог направляет лучше всего, когда Он сильнее всего искушает; любит в полной мере, когда жестоко карает; помогает совершенно, когда яростно противостоит.

[243] Если бы Господь не взял на себя тяжкую обязанность искушать людей, мир очень скоро пришел бы к погибели.

[247] Две путеводных звезды - долг и принцип - указывают людям путь в мире; но пришедший к Богу отказывается от них, заменяя их Божьей волей. И если люди проклинают тебя за это, не печалься, о божественное орудие, но продолжай свой путь, подобно ветру или солнцу, созидающим и разрушающим.

[248] Не для того, чтобы ты снискал похвалы среди людей, сделал Бог тебя Своим орудием, но для того, чтобы бесстрашно исполнял ты Его волю.

[249] Смотри на мир, как на театр Бога; стань маской этого Актера и пусть Он через тебя разыгрывает Свое действо. Когда люди превозносят или освистывают тебя, не забывай, что и они тоже - маски; и только Богу внутри себя внимай как единственному своему критику и зрителю.

[250] Если на одной стороне станет один Кришна, а на другой - приведенный в боевой порядок мир со всеми своими войсками, шрапнелью и пулеметами, ты выбери все же свое божественное одиночество. Не бойся, что мир переедет твое тело, шрапнель разорвет тебя на куски, а кавалерия втопчет твои останки в жидкую грязь у обочины; ибо разум всегда был видимостью, а тело - оболочкой. Дух же, освобожденный от своих покровов, странствует и торжествует.

[270] Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой точки зрения дело кажется проигранным или безнадежным; все потеряно лишь тогда, когда душа отказывается от усилий.

[271] Тот, кто хочет получить высокие духовные степени, должен пройти через бесконечные искусы и испытания. Однако, большинство думает лишь о том, как подкупить экзаменатора.

[272] Сражайся, пока руки твои свободны, используя свои руки, свой голос, свой мозг и все другие виды оружия. Враги заковали тебя в цепи в темнице и кляпом заткнули тебе рот? Тогда сражайся с помощью твоей безмолвной все-осаждающей души и твоей дальнобойной воли, когда же ты мертв, продолжай сражаться с помощью силы, объемлющей весь мир, которая исходит от Бога внутри тебя.

[280] Если сердце твое в смятении, если долгие годы ты не движешься вперед, если сила твоя иссякает и ропщет, всегда помни вечное слово нашего Возлюбленного и Учителя: "Я освобожу тебя от всякого греха и зла; не печалься".

[281] Чистота - свойство души твоей; что же касается действий, то как судить, чисты они или нет?

[282] О Смерть - наш неявный друг, даритель новых возможностей! - перед тем, как отомкнуть врата, не бойся предупредить нас заранее; ибо мы не из тех, кого ужаснет железный их скрежет.

[288] Люди устают от силы и радости - и называют печаль и слабость добродетелью, устают от знания - и невежество называют святостью, устают от любви - и бессердечие называют просветлением и мудростью.

[289] Есть много видов смирения. Я видел, как трус подставлял под удар свою щеку; я видел, как слабый телом человек, которого ударил самодовольный громила, спокойно и внимательно смотрел на обидчика; я видел, как воплощенный Господь улыбался с любовью тем, кто забрасывал его камнями. Первое было смешно, второе - ужасно, третье - божественно и свято.

[292] Опасайся праведников, негодующих слишком громко. Очень скоро ты увидишь, как они совершают или прощают те самые деяния, которые столь яростно осуждали.

[293] "Не так уж много в людях настоящего лицемерия." Да, но очень много дипломатии и еще больше - самообмана. Последний бывает трех видов: сознательный, подсознательный и полусознательный; причем последний - наиболее опасен.

[295] Не отвращайся от уродливых гримас мира; мир - это раненая ядовитая змея на пути к предопределенной ей смене кожи и совершенству. Подожди, ведь это - божественное пари; из этой низости восстанет Господь во всем своем сиянии и торжестве.

[296] Почему ты в ужасе отшатываешься от маски? За ее отвратительной, гротескной или жуткой видимостью скрывается Кришна, который смеется над твоим глупым гневом, еще более глупым презрением или отвращением и совсем уже глупым страхом.

[307] Люди стремятся исключительно к успеху, если же им выпадает счастье потерпеть неудачу, то только потому, что мудрость и сила Природы превосходит их практический ум. Один только Бог знает, когда и как ошибиться мудро и проиграть с пользой.

[308] Не верь человеку, который не знал неудач и страданий; не иди за его счастьем, не воюй под его знаменем.

[309] Вот двое, непригодных для величия и свободы: человек, который никогда не был рабом другого, и народ, который никогда не знал ига чужеземцев.

[319] Правительства, общества, короли, полиция, судьи, общественные институты, церкви, законы, таможни, армии - все это преходящие атрибуты времени, навязанные нам на несколько десятков веков, ибо Господь сокрыл от нас лик свой. Когда же он вновь появится перед нами во всей своей истине и красоте, все они растворятся в этом ослепительном свете.

[320] Анархия - это подлинное божественное состояние человека в конце [пути] так же, как и в начале; однако, в середине оно привело бы нас прямиком в царство дьявола.

[321] Коммунистический принцип общества по сути своей выше индивидуализма, как братство выше зависти и взаимной вражды; однако, все практические схемы социализма, созданные в Европе, - это рабство, тирания и тюрьма.

[340] Демократия была протестом человеческой души против деспотизма самодержавия, духовенства и знати; социализм - это протест человеческой души против плутократической демократии; анархия, по-видимому, станет протестом человеческой души против тирании бюрократического социализма. Форсированные марши от иллюзии к иллюзии, от неудачи к неудаче - вот картина европейского прогресса.

[341] Демократия в Европе - это правление кабинета министров, продажных депутатов или своекорыстных капиталистов, прикрытое единичными волеизъявлениями мятущегося народа; социализм в Европе, по-видимому, будет правлением чиновников и полиции, прикрытым теорией о главенстве абстрактного Государства. Бесполезно выяснять, какая система лучше; сложно решить, какая из них хуже.

[342] К достижениям демократии можно отнести безопасность частной жизни, свободу и блага, даруемые по прихоти одного тирана или горстки эгоистов; ее порок - упадок величия в человечестве.

[343] Это блуждающее впотьмах человечество вечно грезит об улучшении среды существования путем совершенствования структуры правительства и общества; но внешнюю среду можно улучшить только путем совершенствования души. Только твой внутренний мир может стать тем миром, которому ты будешь радоваться вовне; никакие совершенные структуры не освободят тебя от закона твоего существа.

[344] Постоянно следи за тем, чтобы не поддаваться свойственной человеку склонности обвинять или игнорировать реальность, пусть даже ты поклоняешься ее подобию или символу. Не греховность человека, но его подверженность заблуждениям открывает ворота Злу.

[346] Многие стремятся к достатку или богатству, немногие заключают в объятия нищету, как невесту; ты же устремись к Богу и заключи в объятия Его одного. Пусть Он сделает за тебя выбор между королевским дворцом или миской нищего.

[347] Что такое порок, как не порабощающая привычка, и что такое добродетель, как не человеческое мнение? Узри Господа и исполняй Его волю; иди путем, который Он тебе предначертал.

[349] Как мне познать волю Божью в отношении меня? Я должен избавиться от эгоизма, изгнав его из всех тайников и убежищ своего существа, и окунуть очищенную и обнаженную душу в Его бесконечные труды; и тогда Он сам откроет мне волю свою.

[356] Вначале правил брамин с помощью священных книг и ритуала, на смену ему пришел кшатрия с щитом и мечом; ныне нами управляет вайшья посредством доллара и механизации общества, а на пороге уже стоит шудра, освобожденный рабочий, со своей доктриной коллективного труда. Но ни жрец, ни князь, ни торговец, ни рабочий не являются истинными правителями человечества; диктатура серпа и молота обречена на крушение, подобно всем предшествовавшим формам деспотизма. Лишь со смертью эгоизма, когда Бог в человеке примет управление человеческой природой во всей ее универсальности, эта Земля сможет дать рождение радостной и счастливой расе новых существ.

[357] Люди стремятся к наслаждению и лихорадочно прижимают к своей измученной груди эту огненную невесту; а между тем божественное чистое блаженство стоит за ними и ожидает, чтобы его заметили, возжелали и добыли.

[358] Люди гонятся за мелким успехом и жалкой властью, изнуряясь и выбиваясь из сил в этой погоне; а между тем вся беспредельная сила Господня во вселенной тщетно ожидает случая отдаться в их распоряжение.

[359] Люди копаются в мелких осколках знания и строят из них ограниченные и недолговечные философские системы; а между тем над их головами раздается смех бесконечной мудрости, широко расправляющей свои ослепительные радужные крылья.

[360] Люди упорно стремятся удовлетворить и насытить жалкое ограниченное существо, созданное опосредованными рассудком впечатлениями, которые они группируют вокруг убогого низменного эго; а между тем не ограниченная ни временем, ни пространством Душа не имеет возможности проявиться во всей ее радости и великолепии.

[369] Какой смысл в том, чтобы только знать? Говорю тебе: "Действуй и будь, ибо для этого послал тебя Бог в это человеческое тело."

[370] Какой смысл в том, чтобы только быть? Говорю тебе: "Свершай становление, именно для этого ты был создан человеком в этом мире материи."

[371] Путь деяний в каком-то смысле - самый трудный на триедином столбовом пути Бога*; и все же не является ли он - по крайней мере, в этом материальном мире - самым легким, самым широким и самым радостным? Ибо во всякий момент мы сталкиваемся с Богом-тружеником и врастаем в Его бытие через тысячи божественных прикосновений.

[372] Вот что удивительно на пути деяний: даже враждебность по отношению к Богу может стать средством спасения. Иногда Бог привлекает и привязывает нас к себе быстрее всего, когда Он борется с нами как наш заклятый, непобедимый и непримиримый враг.

[375] Существуют способы достичь физического бессмертия - и тогда смерть приходит по нашему велению, а не по принуждению Природы. Однако, захочет ли кто сто лет носить одно и то же платье или на веки вечные остаться жильцом одного и того же тесного обиталища?

[376] Страх и тревога суть извращенные проявления воли. Ты сам вызываешь к жизни то, чего опасаешься и о чем неотступно думаешь, постоянно проигрывая один и тот же мотив в уме своем; ибо разум твой подспудно стремится к тому, от чего отвращается бодрствующая воля, и этот подсознательный ум мощнее, шире и имеет больше возможностей осуществить задуманное, чем твои бодрствующие сила и интеллект. Однако, дух сильнее их обоих, вместе взятых; обрети же убежище от страха и надежды в безбрежном покое и безмятежном царстве всемогущего духа.

[377] Господь создал бесконечный мир через Самопознание, которое проявляется в работе, как реализующая себя Сила Воли. Он использовал невежество, чтобы ограничить свою бесконечность; но страх, усталость, уныние, неверие в себя и потворство слабости - это орудия, с помощью которых Он разрушает созданое Им. Хорошо, когда все они обращены против скрытых в тебе зла, низости и дисгармонии; если же они направлены против самих источников твоей жизни и силы, покоряй их и уничтожай, иначе погибнешь.

[382] Техника необходима современному человечеству ввиду нашего непроходимого невежества. Оснащая нашу жизнь ненужным многообразием удобств и технических ухищрений, мы неизбежно отказываемся от Искусства и его методов; ибо отказ от простоты и свободы означает отказ от красоты. Окружение, в котором жили наши предки, было богатым и даже роскошным, но никогда - кричащим.

[386] Медицинская Наука стала для человечества скорее проклятием, чем благословением. Она лишила эпидемии прежней силы и открыла чудесную хирургию; но она же ослабила природное здоровье человека и умножила число болезней; она внедрила страх и чувство зависимости в разум и тело; она приучила наш организм не полагаться на природное здоровье, а искать ненадежной опоры в тошнотворных снадобьях, составленных из элементов минерального и растительного царства.

Б Х А К Т И

[407] Я не Бхакта, ибо я не отрекся от мира во имя Господа. Могу ли я отречься от того, что Он отнял у меня силой, а затем вернул против моей воли? Это слишком трудно для меня.

[408] Я не Бхакта, я не Джняни, я не работник Господа. Кто же я тогда? Орудие в руках моего Повелителя, флейта у губ божественного Пастушка, лист, уносимый дыханием Господним.

[409] Преданная любовь к Богу не достигает совершенства, пока не превращается в действие и знание. Если ты преследуешь Бога и уже настигаешь Его, не отпускай Его, пока не завладеешь Его реальностью. Если ты завладел Его реальностью, упорно стремись обладать Им во всей Его полноте. Его реальность одарит тебя божественным знанием, Его полнота принесет тебе божественные труды и свободную, совершенную радость во вселенной.

[414] Иудеи придумали богобоязненного человека; Индия - человека, познающего и любящего Бога.

[415] Слуга Божий родился в Иудее, но зрелости достиг среди арабов. Радость Индии - слуга-любящий.

[416] Совершенная любовь устраняет страх; но все же сохрани хоть легкую тень воспоминания о временах изгнания, и тогда совершенство станет более совершенным.

[417] Твоя душа не вкусила Божьего наслаждения во всей его полноте, если она не изведала радости быть Его врагом, противоборствующим Его замыслам и вступившим в смертельный бой с Ним.

[418] Если ты не можешь заставить Бога полюбить тебя, заставь Его сражаться с тобой. Если Он не заключает тебя в любовные объятия, принуди Его заключить тебя в объятия борцовские.

[419] Моя душа - Божий пленник, захваченный Им в бою; она до сих пор вспоминает ту войну, хотя и оставшуюся далеко в прошлом, с восторгом, трепетом и восхищением.

[420] Больше всего на свете я ненавидел боль, пока Бог не заставил меня мучаться и страдать; и тогда мне открылось, что боль - это лишь своевольная и извращенная форма высочайшего наслаждения.

[432] Майявадин говорит, что мой Личный Бог - это мечта, и предпочитает мечтать о Безличной Сущности; буддист же и ее отвергает как вымысел, предпочитая грезить о Нирване и о блаженном ничто. Так каждый из этих мечтателей решительно отрицает видения другого, выдавая свои собственные за панацею. То, в чем душа находит высочайшее наслаждение, становится для мысли абсолютной реальностью.

[433] По ту сторону Личности майявадин видит не поддающееся описанию Существование; последовав за ним за пределы Личности, я нашел там моего Кришну в не поддающейся описанию Личности.

[434] Когда я впервые встретил Кришну, я любил Его как друга и товарища по играм, пока Он не обманул меня; тогда я рассердился и не простил Его. Потом я полюбил Его как своего возлюбленного, но Он опять обманул меня; я снова рассердился, гораздо сильнее прежнего, но на сей раз мне пришлось простить.

[435] Обижая меня, Он вынуждал меня прощать Его не тем, что искуплял свою вину, но тем, что наносил мне новые обиды.

[436] Пока Бог пытался снискать мое прощение за нанесенные мне обиды, мы постоянно ссорились; когда же Он понял свою ошибку, ссоры прекратились, ибо мне пришлось полностью покориться Ему.

[437] Пока я видел в мире еще кого-то помимо меня и Кришны, я молчал обо всем, происходившем со мной по воле Бога; но с тех пор, как я стал повсюду видеть лишь Его и себя, я забыл о стыде и печать спала с моих уст.

[438] Все, что есть у моего Возлюбленного, принадлежит мне. Так зачем вы браните меня за желание похвалиться украшениями, которыми Он одарил меня?

[439] Мой Возлюбленный снял с себя корону и королевское ожерелье и надел на меня; но последователи святых и пророков бранили меня и говорили: "Он гонится за сиддхи".

[440] Я исполнял повеления моего Возлюбленного в мире и волю Пленившего меня; но они кричали: " Что это за растлитель молодежи и возмутитель нравов?"

[441] Если бы я искал вашей похвалы, о вы, святые, если бы я дорожил своим добрым именем, о вы, пророки, мой Возлюбленный никогда бы не приблизил меня к Себе и не даровал мне свободы Своего сокровенного царства.

[442] Опьяненный восторгом моего Возлюбленного, я сбрасывал с себя мирское одеяние прямо на людных перекрестках мира. Какое мне дело до насмешек мирян и отвращения фарисеев?

[443] Для твоего возлюбленного, о Господи, хула мира подобна дикому меду, а град камней, летящих из толпы - летнему дождю. Ибо не Ты ли бранишь меня и бросаешь камни, не Ты ли присутствуешь в камнях, которые поражают и причиняют боль?

[444] Люди называют злом в Боге то, что они либо неспособны понять, либо понимают неправильно и, обладая, неверно используют; они называют добром и святостью лишь то, что почти безнадежно ищут во мраке и о чем имеют смутное представление. Я же люблю в Нем все.

[445] Они называют меня безумцем, о мой Бог, ибо я не вижу в Тебе изъяна; но если я и в самом деле обезумел от любви к Тебе, то я не желаю вновь становиться здравомыслящим.

[446] "Ошибки, заблуждения, преткновения!" - кричат они. Как блистательны и прекрасны ошибки Твои, о Господи! Твои заблуждения сохраняют Истину живой; Твоими преткновениями совершенствуется мир.

[421] Четыре вида боли посылает нам Бог: просто боль; боль, вызывающая наслаждение; боль, которая сама и есть наслаждение; неистовый восторг в чистом виде.

[422] Даже когда восходишь к тем планам блаженства, где исчезает боль, она все равно существует, преображенная в нестерпимый экстаз.

[423] Поднимаясь ко все более высоким вершинам Его радости, я спрашивал себя, есть ли предел растущему блаженству, и начинал почти бояться объятий Господа.

[424] После любви к Богу высочайший восторг приносит любовь к Богу в людях; кроме всего прочего, она дарует радость любви ко многим.

[455] Ты ненавидишь безбожника из-за того, что тот не любит Бога? Тогда и сам ты недостоин любви, ибо твоя любовь к Богу несовершенна.

[456] Есть одно действо, которым религии и церкви предают себя во власть дьявола - это их анафема. Когда служитель поет "Анафема, Маранафа", я слышу молитву дьяволопоклонника.

[457] Когда священнослужитель проклинает, он, несомненно, взывает к Богу; но это Бог гнева и тьмы, которому он предает и себя вместе с проклятым; ибо как он приближается к Богу, так Бог и принимает его.

[458] Мне сильно докучал Сатана - пока я не понял, что это Бог искушает меня; и тогда страдания навсегда оставили мою душу.

[459] Я ненавидел дьявола, мне до смерти надоели его искушения и мучения; и я не мог понять, почему звучание его прощальных слов было столь сладостно, что когда он возвращался потом и предлагал свои услуги, я отвергал его с сожалением. Затем я понял, что это были проделки Кришны, и ненависть моя обратилась в смех.

[460] Они объяснили существование зла в мире тем, что Сатана сильнее Бога; я же держусь более высокого мнения о моем Возлюбленном. Я верю, что ничего в мире не происходит иначе, как по Его воле - в раю ли, в аду, на земле или на воде.

[461] В неведении своем мы подобны детям, которые гордятся умением ходить без посторонней помощи и слишком упоены своими успехами, чтобы почувствовать руку матери на плече. Когда же мы пробуждаемся, мы видим, оглядываясь назад, что Бог всегда вел и поддерживал нас.

[462] Вначале при каждом новом падении в грязь греха я плакал и злился на себя и на Бога за свои страдания. Впоследствии у меня доставало смелости лишь на то, чтобы спросить: "Зачем, друг мой, ты снова извалял меня в грязи?" Затем и эти слова стали казаться мне слишком дерзкими и самонадеянными; и мне оставалось лишь молча подняться, искоса взглянуть на него - и отряхнуть свою одежду.

[463] Бог так устроил жизнь, что мир - это супруг души; Кришна - ее божественный любовник. С миром нас связывает долг служения, узы закона, неоспоримое общественное мнение, и обычные переживания боли и удовольствия, однако, поклонение нашего сердца и наша свободная и тайная радость предназначены нашему Возлюбленному.

[464] Радость Господня сокровенна и восхитительна; это тайна и восторг, над которыми издевательски насмехается здравый смысл; но душа, хоть раз вкусившая этой радости, никогда уже от нее не откажется, какую бы дурную славу, муки и бедствия не навлекла на себя этим.

[465] Бог, Гуру мира, мудрее разума твоего; положись на Него, а не на этого высокомерного скептика, вечно занятого самим лишь собой.

[466] Скептический ум всегда сомневается, ибо неспособен понять, но вера в Бога-возлюбленного упорствует в познании, хотя неспособна понять. В нашей темноте нам необходимы и ум, и вера, но кто из них сильнее, совершенно очевидно. В один прекрасный день я смогу познать не доступное мне сегодня, но утратив веру и любовь, я полностью отойду от цели, назначенной мне Господом.

[467] Я могу обратиться к Богу, моему провожатому и наставнику, и спросить его: "Я прав? или Ты в Своей любви и мудрости позволил моему разуму обмануть меня?" Усомнись в своем уме, если хочешь, но никогда не сомневайся в водительстве Господа.

[468] В самом начале ты получил несовершенное представление о Боге - поэтому теперь ты кипишь гневом и отрицаешь Его. О человек, усомнишься ли ты в своем учителе из-за того, что он не дал тебе все знание сразу? Лучше постигни эту несовершенную истину и отведи ей надлежащее место - дабы без всяких опасений перейти к более широкому знанию, которое теперь открывается перед тобой.

[469] Так Бог в любви Своей обучает детскую душу и душу слабую: Он ведет их вперед шаг за шагом, утаивая от них видение своих высочайших и пока не достижимых вершин. Но разве у каждого из нас нет хоть какой-нибудь слабости? И разве все мы не являемся в глазах Его лишь малыми детьми?

[470] И увидел я: все, что утаил от меня Бог, Он утаил в любви Своей и мудрости. Если бы я сумел опередить назначенные мне сроки, великое благо обратилось бы для меня горьким ядом. И все же иногда, по нашему настоянию, Он дает нам испить этого яда, чтобы мы научились отвращаться от него и со знанием вкушать Его амброзию и Его нектар.

[471] Даже атеист в наши дни должен видеть, что все мироздание близится к некой бесконечной и великой цели, которую эволюция предполагает по самой природе своей. Но бесконечная цель и осуществление ее предполагают бесконечную мудрость, которая подготавливает, направляет, приводит в гармонию, защищает и придает смысл. Почитай же эту Мудрость и служи ей мыслями в душе своей, если не благовониями в храме - даже если ты не видишь в ней сердца, исполненного бесконечной Любви, и разума, исполненного бесконечного сияния. И тогда, сам того не ведая, ты все же будешь поклоняться и служить Кришне.

[472] Господь Любви сказал: "Идущие за Непознаваемым и Неопределимым, идут за Мной, и Я принимаю их." Своими словами Он оправдал приверженца иллюзионизма и агностика. Зачем же тогда, о преданный Богу, ты нападаешь на тех, кого принимает твой Господин?

[473] Кальвин, утверждавший существование вечного Ада, не познал Бога, но одну Его ужасную маску представил в качестве Его вечной реальности. Если бы бесконечный Ад существовал, то только как обитель бесконечного блаженства, ибо Бог - это Ананда и нет иной вечности, кроме вечности Его блаженства.

[474] Когда Данте сказал, что совершенная любовь Бога создала вечный Ад, он, вероятно, обнаружил больше мудрости, чем сам понимал; ибо случайные озарения наводили меня на мысль о существовании Ада, где наши души переживают эоны нестерпимого экстаза и словно погружаются навеки во всеохватные объятия Рудры, нежного и страшного.

[475] Ученичество у Бога-Учителя, сыновство у Бога-Отца, нежность Божественной Матери, пожатие руки божественного Друга, смех и забавы с нашим Товарищем по играм, блаженное служение Богу-Повелителю, восторженная любовь к нашему божественному Возлюбленному - вот семь видов величайшего наслаждения, доступного человеку в этом теле. Можешь ли ты слить их в единое высочайшее целое, сверкающее всеми цветами радуги? Тогда тебе не нужны никакие небеса и ты более свободен, чем последователь Адвайты.

[476] Когда же мир превратится в подобие небес? Когда все люди станут детьми, мальчиками и девочками, и вместе с Богом, воплощенном в образах Кришны и Кали - самого радостного мальчика и самой сильной девочки, - будут играть в райских садах. Эдем древних евреев был вовсе неплох, вот только Адам и Ева были слишком взрослыми, а их Бог - слишком старым, суровым и важным, чтобы они смогли устоять против искушения Змея.

[477] Иудеи навязали человечеству свое понимание Бога как сурового и величественного повелителя и неумолимого судьи, чуждого веселью. Мы же, видевшие Кришну, знаем Его как влюбленного в игру ребенка и радостно хохочущего проказника.

[478] Бог, не умеющий улыбаться, не смог бы создать этой забавной вселенной.

[479] Бог взял дитя, чтобы ласкать его в Своей колыбели наслаждения; но мать рыдала безутешно, ибо для нее ее дитя умерло.

[480] Когда я претерпеваю боль, печаль или несчастье, я говорю: "Ну что, Старина, ты опять принялся запугивать меня?" - и принимаюсь извлекать наслаждение из боли, радость - из печали и счастье - из несчастья; и тогда Он, видя, что разоблачен, убирает свои призраки и пугала прочь от меня.

[481] Ищущий божественного знания видит в истории о Кришне, крадущем одежды пастушек-гопи, одну из самых глубоких притч о взаимоотношениях Бога и души; преданный Господу человек - божественное действо, в котором находят совершенное выражение мистические переживания его сердца; а развратники и пуритане (две стороны одной медали) - просто фривольную историю. В Писаниях люди видят лишь отражение собственного внутреннего мира.

[482] Мой возлюбленный снял с меня покровы греха, и я с радостью позволила им упасть; затем он потянул за мои покровы добродетели, но я устыдилась, испугалась и воспрепятствовала ему. И лишь когда он сорвал их с меня силой, я увидела, насколько далеко моя душа была спрятана от меня.

[483] Грех - это уловка и маска Кришны, желающего скрыться от взгляда добродетельных. Узри же, о фарисей, Господа в грешнике, а грех, очищающий сердце твое, - в себе самом; обними брата своего.

[484] Любовь к Богу, милосердие к людям - вот первый шаг к совершенной мудрости.

[485] Осуждающий неудачу и несовершенство порицает Бога; он ограничивает собственную душу и обманывает собственное видение. Не суди, но изучай Природу, помогай братьям своим, исцеляй их и укрепляй своим сочувствием их способности и мужество.

[486] Любовь к мужчине, любовь к женщине, любовь к предметам, любовь к ближнему, любовь к родине, любовь к животным, любовь к человечеству - все это любовь к Богу, воплощенному в этих живых образах. Так люби же и расти духом, чтобы наслаждаться всем, всему помогать и любить вечно.

[487] Если какие-то предметы или явления мира решительно не поддаются преобразованию или исправлению по Божьему совершенному подобию, ты можешь уничтожить их - с нежностью в сердце, но с непреклонной решимостью в действии. Только убедись вначале, что Бог дал тебе твой меч и поручил тебе твою миссию.

[495] Я поклялся, что горе мира, глупость, жестокость и несправедливость не заставят меня страдать, и твердостью уподобил сердце свое кремню, а разум - полированной поверхности стали. Я перестал страдать, но и радость покинула меня. Потом Бог разбил мое сердце и перепахал мой разум. Через жестокую неотступную муку я взошел к блаженному состоянию, чуждому боли, а через скорбь, негодование и мятеж - к безбрежному знанию и невозмутимому покою.

[496] Когда я понял, что боль - это обратная сторона наслаждения и путь к нему, я начал призывать на свою голову несчастья и умножать страдание во всех частях моего существа; ибо даже муки, посланные Богом, казались мне недостаточно долгими, сильными и действенными. И тогда моему Возлюбленному пришлось остановить меня и воскликнуть: "Прекрати! ударов моего бича вполне довольно для тебя."

[497] Самоистязание монахов и кающихся грешников древности было глупым извращением; и все же за этим извращением скрывалось сокровенное знание.

[498] Бог - наш мудрый и совершенный Друг; ибо он знает, когда нас поразить и когда - обласкать, когда нас убить и когда - спасти и поддержать.

[499] Божественный Друг всех созданий скрывает свое дружелюбие под личиной врага, покуда не подготовит нас к райскому блаженству; и тогда, как на поле Курукшетра, грозная ипостась Владыки борьбы, страдания и разрушения исчезает, и чудный лик, нежные руки и созданное для объятий тело Кришны проливают сияние на потрясенную и прозревшую душу его вечного брата и товарища по играм.

[500] Страдание дарует нам способность испытать всю мощь Владыки Наслаждения; а кроме того - способность переносить высшее проявление Владыки Силы. Боль - это ключ, отворяющий врата силы; это высокий путь, ведущий в град блаженства.

[501] И все-таки, о душа человека, не стремись к боли, ибо не в этом воля Его - стремись лишь к Его радости; что же касается страдания, оно несомненно будет приходить к тебе по Его воле так часто и в той полноте, как это необходимо для тебя. И тогда терпи, чтобы познать в конце концов скрытый в страдании восторг.

[533] Человеческая любовь умирает из-за собственного экстаза, сила человеческая истощается из-за собственного напряжения, человеческое знание неспособно увидеть темную, скрытую от солнечного света сторону истины, имеющей вид шара; тогда как божественное знание объединяет противоположные истины и примиряет их, божественная сила растет тем больше, чем щедрее расходуется, божественная любовь расточает всю себя без остатка и при этом не иссякает и не уменьшается.

[534] Отрицание лжи разумом, ищущим истины, - одна из главных причин, почему разум не может достичь устойчивой, шарообразной и совершенной истины; божественный разум стремится не избежать лжи, но постичь истину, которая скрывается даже в самом нелепом и уводящем далеко в сторону заблуждении.

[535] Истина любого объекта во всей ее полноте - это цельная всеобъемлющая сфера, которая извечно вращается вокруг одного-единственного субъекта и объекта познания - Бога, но никогда не соприкасается с Ним.

[536] Есть много глубоких истин, которые, подобно оружию, опасны для неопытного владельца. При верном же обращении они становятся самыми ценными и могущественными в Божьем арсенале.


Сайт создан в системе uCoz