Как известно из житейского опыта, для того, чтобы произвести какое-либо действие, необходимо приложить определенные усилия. У человека имеются в наличии физические и творческие силы, но всегда ли он может ими пользоваться? Ведь это и есть главный критерий того, кому принадлежит сила, если энергия всегда в вашем распоряжении - вы ею пользуетесь. Деньги принадлежат тому, кто их тратит, что бы не говорили по этому поводу остальные.
Но так случается время от времени, что физические и духовные силы нас покидают, то ли во время болезни, усталости, депрессии и наконец смерти. Можем ли мы утверждать, что жизненная энергия принадлежит нам? Положение дел таково, что мы пользуемся мировой энергией. Не стоит разделять Природу на живую и неживую. Здесь принцип один - закон сохранение энергии. Но энергия может видоизменяться, переходить из одного качество в другое (например тепловая в электрическую), подобно этому духовная энергия преобразуется в жизненную, ментальную, творческую энергию. А из физики мы знаем, что для потока энергии необходимо напряжение или разность потенциалов. Ведическая традиция объясняет это так: существует два начала Пуруша (мужское, наблюдатель) и Пракрити (Природа, деятельное). Эти два начала, присутствуя в мире, оживляют все существующее. И в то же время в Природе существует в непроявленном виде Наблюдатель, и в сознании Наблюдателя отражается и санкционируется деятельность Природы. И между ними существует нерасторжимая связь, которая проявляется как поток энергии, чувств, мировой деятельности. Управляющей и сознательной частью этого потока являются Ведические божества. Познакомившись поближе с их природой, мы обнаружим их постоянное присутствие и влияние в мире, обществе и в самой природе человека.
В Ведах говорится, что в теле человека присутствует 33 миллиона полубогов, которые обеспечивают деятельность организма и ума. Ведь ум человека подобен компьютеру, и существует множество программ, которые постоянно обновляются. В какой-то мере человек уже подобрался к осознанию этого слоя реальности и свидетельством тому являются новейшие методики обучения, психотехники, НЛП. Но всего этого недостаточно для полного осознания реальности, если мы не представляем себе тех личностей, которые стоят за всем этим, их природы и возможностей. Психология сделала великое открытие (для себя) обратившись к подсознанию. Но объясняя все в понятиях сознательного и подсознательного мы искажаем истину, которая кроется в том, что спектр сознания очень широк. Подобно тому, как видимый человеком спектр не исчерпывает всей широты электромагнитых волн, подобно этому, восприятие не сводится только к сознательному и подсознательному. Существует еще и сверхсознательное, которое еще не осознано. Не только и не столько прошлое довлеет над сознанием человека, сколько будущее, иначе астрологи не занимались бы прогнозами. И ключевым моментов к знанию будущего является понимание сверхсознательных истин, которые олицетворяют Ведические божества.
Ключевой здесь является троица богов - Вишну, Брахма и Шива - повелители трех качеств, которые являются движущей силой материального мира (благости, страсти и невежества), и которые (качества) отражены в Зодиаке как кардинальные, фиксированные и мутабельные качества.
Своими четырьмя руками Вишну держит раковину, диск, булаву и лотос. Все они используются Господом для поддержания Дхармы (природных свойств, гуманизма, того, что отличает человека от животного) человечества. Раковина призывает человека к праведному пути, который прямо ведет к миру и совершенству, божественному освобождению. Многие из нас, очарованные доступной возможностью получить мирскую радость, отказываются слушать тихий внутренний голос совести, голос раковины Панчджанья. Поэтому (также) Он держит булаву, которая периодически обрушивается на головы демонов и проявляется в мире как религиозные, социальные и государственные катаклизма. Колесо времени (чакра) отмеряет каждому назначенный срок, а так же место и время любому действию. Как Высшая Душа он присутствует в сердце каждого, и потому обладает качеством Всеведения. Благодаря Господу Вишну человек может испытать в жизни счастье, которое проистекает от знания и чистоты существания, любовь, рождающуюся из преданности и благодарности.
Брахма, рождается из лотоса, растущего из пупка Господа Вишну. Пупок Вушну - исток жизненной силы. А Брахма - олицетворенное разумное начало. Так что ошибаются те, кто считает что Разум - это венец Творения. Разум - это творческий элемент, когда он служит Высшей Душе - Вишну. Когда Брахма родился, он не мог понять источника своего рождения и потому погрузился в медитацию в которое постиг свое предназначение - творить.
Творит же он идеи, которые обретают материальную оболочку, поэтому можно сказать, что тело Брахмы - это тело мысли.
Вселенная, в которой мы живем, символизируется Ведами. Брахма держит их в Своей руке в качестве руководства, так же, как Камандалу или сосуд, который используется при молитве для совершения тапасьи (медитации, аскезы).
Шива - это третий аспект Божественной Троицы, представляющий Бога как разрушителя. Он отвечает за "конструктивное разрушение" в непрерывном процессе творения, сохранения, разрушения и повторного творения. Одно из его имен - Рудра - повелитель гнева и ярости. Он - Господь Силы, связующей Творение в единое целое. Это Его силой електрон вращается вокруг ядра и планеты вокруг Солнца. Он Бог аскетизма, дающий Высшее знание и слияние человека с Высшим. Его третий глаз - это глаз мудрости так же, как и инструмент уничтожения. Оленья шкура, святой пепел, спутанные волосы - все эти символы обозначают высшее отречение. Он держит в верхней правой руке всю сущность вселенной, представляющую звук, символизирующий эволюцию вселенной. Из звука произошли все языки, вся музыка, все знание. В верхней левой руке Он держит огонь, символизирующий разрушение. Создание и разрушение являются аспектами Его собственного существования. Другая левая рука пересекает тело, направляя взгляд к ноге. Это "Гаджа Хастха" или слоновья рука, или хобот. Хобот - это различение. Левая нога поднята, обозначая, что человек может возвысить сам себя и достигнуть освобождения. Другая нога опирается на борющегося карлика, воплощение лжи и невежества. Эта нога - Пуруша внутри нас. Мы должны разрушить невежество, если мы хотим достичь высшей реализации. Вокруг Натараджа круг огня. Это танец природы, произведенной им из центра, исходящей из Него и растворяющейся в Нем. Когда Шива танцует, его сплетенные волосы удерживают Гангу, силу и источник любого движения в жизни. Когда Он танцует, Его лицо в покое и тишине.
Ганга представляет собой психическое, интуитивное начало, в то время как растущая луна обозначает природный ум.
Секира, меч, огонь, и глаз мудрости - все это демонстрирует силу разрушения Господа. Он отсекает и сжигает оковы человеческого ума в огне знания с помощью глаза мудрости.
Змеи символизируют яд и шипение порочного ума, мстительность и эгоизм.
Воплощение Даттатрейи наверное самое загадочное. Это одна из аватар Господа Вишну, который нисходит в каждую эпоху, чтобы утвердить принципы Дхармы. В священных писаниях о Нем почти нет никакой информации, и его миссия осталась неизвестной. Известно лишь то, что великий мудрец Атри молил Господа о потомстве, и Господь удовлетворенный его медитацией, обещал Сам стать его сыном - Даттатрейей. Он является воплощением Брахмы, Вишну и Шивы, поэтому Его изображают с тремя головами и шестью руками.
Ганеша это господь, устраняющий все препятствия и дающий ключ к пониманию сути дела, его обратной стороны, и поэтому его умиротворяют перед началом любого благоприятного действия. Ему соответствует 22 день лунного месяца. Он Господь (Иша) последователей (Ганас) и поэтому его зовут Ганеша или Ганапати. Согласно легенде человеческая голова Ганеши была отсечена Его отцом, Господом Шивой, который вняв мольбам своей супруги и матери Ганеши, Парвати, поместил голову слона на Его тело и воскресил Его. И сейчас вы найдете в мире множество людей, которые поклоняются Ганеше,или по крайней держат поблизости Его статуэтку, так как Он покровительствует торговле и денежным операциям. Но минимум, который следует знать при этом, это то, что прилавок становится алтарем в процессе служения Ганеше, а деньги - символом жертвоприношения, процесс купли - продажи становится ягьей, покупатель - божеством, а продавец - священником.
В Шастрах говорится, что во время праздника Ганеши, Ему следует служить особым образом с помощью листьев свежей зеленой травы.
История воплощение Баларамы неразрывно связана с Кришной. Баларама появился как его брат, и был все время его неразлучным спутником, заботясь о Нем и служа Ему всеми возможными способами: омахивая в жару веером, играя и развлекая Его, сражаясь всесте с Ним с различными демонами. Цвет Его кожи - белый, а в остальном Он в точности напоминает Кришну. В руках Его всегда плуг, и Он проявляет необычайую силу. Он погружен в экстаз служения брату и проявляет настроение беззаботного детства. Его любимый напиток - варуни, приготавливаемый из меда. Обладая непостижимыми мистическими способностями Он становится различными предметами что бы служить Кришне, - барабаном, его украшениями, одеждой и даже павлиньим пером.
Господь воплощался в облике Будды, чтобы внести в мир принцип "ахимсы" - ненасилия и с помощью Разума обосновать необходимость религиозного мышления. В Ведах много говорится о кармичекой деятельности, жертвоприношениях. Истинный смысл жертвоприношения - это посвятить действие Богу, одухотворить жизнь. Когда люди стали слишком материалистичны, и начали использовать авторитет Вед чтобы оправдать насилие и греховные действия, Господь явлился в облике Будды и отверг Веды. Он дал миру путь, который используя человеческий разум, и фактически отвергая существование какой либо высшей силы, очищает существование человека от гнева, насилия и жестокости - главных препятствий в духовной эволюции. Это высший парадокс, когда Господь проповедует атеистические приципы, чтобы заложить основы настоящего знания.
Господь воплощается как Калки-аватара в конце Кали-юги. Другими словами это событие еще не наступило. В "Шримад-Бхагаватам" об этом говорится так:"Когда о Боге перестанут говорить даже в домах людей, слывущих святыми, и в домах почтенных представителей высших сословий, когда власть в правительстве перейдет в руки невежественных людей, когда не останется никого, кто хотя бы понаслышке знал, как следует совешать жертвоприношения, Господь явится в облике верховного судьи."(2.7.38)
Другими словами, когда человечество полностью вырождается, Господь приходит и безжалостно его уничтожает. Но на этом история не заканчивается, приходит новый день, инаступает Сатья - юга, время праведников. Начинается новый виток существования...
Господь Курма воплотился в образе черепахи, (Шр-Бх. 2.7.13), что бы стать опорой для горы Мандара, которую демоны и полубоги использовали в качестве мутовки. Желая добыть нектар, они пахтали Молочный океан. Раскачиваясь, гора царапала спину погруженного в дремоту Господа Черепахи, избавляя Его от зуда.
В этой истории Господь предстает в качестве опоры всего существующего, потому что пахтание Молочного Океана - это сам процесс жизни, и только Господь является основанием, опорой для всего, присутствуя в каждом атоме Творения, каждом камне, растении, и животном, сознание которых еще не развито, и потому состояние Господа Курмы называется дремой.
Существует много разных уровней проявления Божественной энергии (Шакти), которая олицетворяет собой женскую ипостась Верховной Личности Бога. Кришна в Бхагавад-Гите говорит: "среди женщин - Я слава, удача, изящная речь". И воплощение Лакшми - это чудо вечной красоты, неуловимая загадка божественной гармонии, обаяния и того притяжения, которое влечет друг к другу предметы, силы, существа, удеживает их вместе и заставляет встречаться и соединяться с тем, чтобы скрытое блаженство - Ананда, могла вступить в игру, и оставаясь незримым, слагать из них свои ритмы и образы. К Лакшми все обращаются радостно и с надеждой. Поскольку от нее исходит очарование упоительной сладости, быть возле нее - глубочайшее счастье, ощутить Ее в своем сердце - значит наполнить восторгом свою жизнь; все, удостоенное Ею ласкового взгляда пленяет душу. Ее прикосновение очищает разум, жизнь и тело, но нелегко удовлетворить Ее. Всеобщая гармония и красота разума и души - вот Ее необходимые условия. Все уродливое и ничтожное - вызывает Ее отвращение и отдаляет ее пришествие. Она не остается в сердце охваченном вожделением и корыстью. Ей претит как аскетическая нищета и грубость, так и жесткое подавление сердечных чувств, прекрасного в жизни, потому что именно через Любовь и Красоту соединяет Она людей с Божественным.
В конце цикла творения, прародитель человечества - Ману - видел, как приняв образ Рыбы, Господь дал прибежище всем живым существам, обитающим на низших планетах, и планетах типа Земли. Когда эпоха подходит к концу, Брахму охватывает страх перед бескрайними водами потопа, и Веды выпадают из его рта. Тогда, Господь, наслаждающийся этими бескрайними водами спасает их.
Отголоски этой истории попали в Библию в виде историй о всемирном потопе и об Ионе в чреве кита.
Нрисимха в переводе с санскрита означает человеко-лев. (Шр-Бх.2.7.14) Он воплотился в облике Нрисимхадевы, чтобы рассеять великий страх, обуявший полубогов. Он убил царя демонов, который с булавой в руках напал на Господа. Гневно вращая бровями, Господь раскрыл пасть, оскалил страшные зубы, положил демона к Себе на колени и пронзил его Своими когтями.
Явление Господа в виде Нрисимхи глубоко символично. Душа наша двойственна, соблазняема и обуреваема демоническими страстями, вожделением и жаждой наживы. Вряд ли кто из живущих может сказать что не был затронут ими. Господь приходит, и производит некую "хирургическую операцию" в которой удаляет все это пороки из сердца преданного Богу. Поэтому преданные почитают Его как открывающего путь к божественной любви.
(Шр-Бх.7.2.22) Когда правители, которых называют кшатриями, охваченные желанием мучиться в аду, сбились с пути, ведущего к Абсолютной Истине, Господь воплотился в образе Парашурамы, и уничтожил выродившихся царей, которые были подобны занозам, сидевшим в теле Земли. Своей острой секирой Он трижды по семь раз уничтожил род кшатриев.
Кшатриями называли сословие воинов. И когда воины, вместо того, чтобы защищать мирное население и разумно управлять государством, начинают интриговать, вести междоусобые войны, грабить и разорять страну - такие воины теряют высокое звание и качества кшатриев, а вместе с тем и право на существование. В современную эпоху этого сословия наверное уже не осталось, сейчас служат и убивают за деньги. А в качестве воспоминаний о тех временах осталось лишь слово - рыцарь.
Сарасвати - это воплощение труда, совершенства и порядка. Она одарена искусством исполнения, если Лакшми раскрывает ритмы и образ действия, Кали - управляет энергиями и их движением, то Сарасвати отвечает за взаимодействие разных частей, наилучшую сочетаемость сил и безукоризненную точность последствий и конечного результата. Она хранит в своей природе и может даровать своим избранникам сокровенное и точное знание, искусность и терпение, точность сознательной руки и зоркий глаз совершенного мастера. Воля ее добросовестна, неусыпна и неутомима, склонившись над нами, она обращает внимание на каждую мелочь, вскрывает самый незначительный изъян, пробел, любое искажение или неточность. Ничто не кажется Ей мелким, Она трудится над каждой деталью, пока та не обретет свою истинную форму и не будет служить своей настоящей цели. Она готова трудится целую Вечность, чтобы довести Творение до совершенства, ибо все то, что лишено его, не может принести Ей радость.
Истории воплощения Господа Рамачандры посвящено целое эпическое произведение - "Рамаяна". Господь воплотился в образе идеального царя, соединяя в себе все возможные достоинства. Время Его правления упоминают как "Рамараджья" - когда в его царстве е было несчастных и обделенных, а его устройство было таково, что все были наделены богатством и выполняли свои обязанности с радостью. Но история повествования "Рамаяны" достаточно печальна. Как это часто бывает в мире, зависть и вожделение находят лазейку в людских сердцах и поворачивают события таким образом, что герои уходят в изгнание, а демоны свободно творят свои черные дела. История "Рамаяны" - это еще одна история любви и верности, терпения и достоинства в часы, когда все оборачивается против правильного хода вещей. И Господь подобно обычному человеку, своим примером учит как следует противостоять невзгодам и испытаниям. Вечными спутниками в этой игре являются Хануман, брат Рамы Лакшман, и конечно Его возлюбленная Сита. Его атрибуты в этом воплощении - лук и стрелы.
Господь явился в образе младшего сына Адити и перешагнул все планеты Вселенной. Притворившись, что просит клочок земли размером в три шага, Господь отобрал у Бали Махараджа все его владения. Он обратился к царю с просьбой, ибо, не спросив позволения у владельца, и одно живое существо - какой-бы властью оно не обладало - не имеет права присваивать чужую собственность.
Еще одна лила - игра Господа, когда он проявлет свою необъяснимую природу. Хотя Он всемогущ, хотя Он является источником творения, Он не требует. Он просит. Потому что такова Его природа, и даже отобрав все, Он взамен дает еще больше - Свою благосклонность. Что либо забирая, Он тем самым избавляет от материальных цепей, обусловленности. Потому как настоящим тюремщиком души является поглощенный материальной жизнью ум.
Развлечения ради, безграничный Господь принял форму вепря, чтобы поднять Землю, утонувшую в великом океане вселенной, носящем имя океана Гарбходака, перед Ним появился первый демон (Хираньякша), и Господь пронзил его Своим клыком.
Океан Гарбходака - это океан причин. Без санкции Господа не шелохнется ни одна травинка. Семена множества энергий и сущностей подобны океану. И не все из них ведут к духовному совершенству. Чтобы отделить "зерна от плевел" и дать людям процесс к достижению цели жизни, Он проявляет свою форму Варахи. Эта форма трасцендентальна, и тело Его состоит из чистого знания, Ведических гимнов, Его ноги - четыре вида кармической деятельности, язык и ноздри - жертвенное подношение, Его жизненные силы - совокупность всех желаний. Кожа и осязание - семь элементов жертвоприношения, а рост - ритуалы, совершаемые по утрам. И постичь Его можно только чистым умом, свободным от материальной скверны.
Кришна
(Шр-Бх.2.7.26) Когда мир изнемогал под бременем мощи не веривших в Бога царей, Господь и Его полная экспансия низошли в этот мир, чтобы облегчить его страдания. Он пришел в Своей изначальной форме, которую украшают великолепные черные волосы, и чтобы явить Свое могущество совершил множество необычайных подвигов. Никто не в силах до конца постичь величие Господа.
Почему именно воплощение Кришны - изначальное? Понять это может любой человек, который хоть раз в жизни испытал настоящую любовь. В состоянии любви человек знает, что любовь - превыше всего, за это можно все отдать не жалея. Имея любовь, он может быть вечно счастлив, а без любви все богатства мира будут постылы. Именно потому Кришна - Господь Любви и Преданности - изначальное воплощение, а Его атрибутами является флейта и пастушеский рожок. Во Вриндаване Он - простой пастушок, но Он является сердцем, смыслом жизни его обитателей. Когда земная любовь очищается от материальных наслоений, эгоизма и всего уродливого и корыстного, она становится трансцендентной, безбрежной и всепоглощающей - это секрет бхакти-йоги, соединения с Всевышним узами любви. И потому самыми совершенными йогами являются те, кто способен к бескорыстной любви. В Шримад-Бхагаватам дается пример жителей Вриндавана, друзей и подружек Кришны, которые не считали Его Богом, а просто игрались и любили Его.
|
|