Аштанга Йога
Что такое Йога? Наверное каждый что-то слышал о Йоге или видел по телевизору йогов ходящих по угольям, сидящих на гвоздях. Таково в основном представление о Йоге и йогах. В последнее время даже стало модным «заниматься» йогой – что-то вроде физкультуры, для похудения, общего здоровья и т.п.
Но на самом деле Йога предназначена не для этого. Это древняя наука и искусство, которое предназначено для формирования и управления телом и психикой. Хотя термин управление вряд ли здесь подходит, скорее – сотрудничество. Именно установление равновесия, мира, покоя, сотрудничества в одном отдельно взятом организме (или коммунизма - почти как по Ленину, но не в государстве!) имеет своей целью Йога. Древнейшие трактаты были записаны тысячи и тысячи лет назад и с тех пор не потеряли свою ценность, несмотря на все достижения современной науки, психологии и медицины. Дело в том, что древнейшие йоги были практиками. Они не интересовались абстрактным знанием (которое нельзя использовать), хотя цели их были нематериальны. Знание было для них не самоцель, а средством реализации своих устремлений. Вся сложность в том, что современный средний человек не осмеливается даже желать того, чего стремились достичь древние йоги – вечной молодости, мистических способностей, совершенной жизни. Мало того, что они управляли своим телом – они могли изменять его (современные пластические хирурги остались бы без работы). Они постигали и устанавливали взаимоотношение души и Вселенной – что собственно и есть Йога – обретение связи со своим Источником, обретение Силы, обретение Любви и Счастья.
Практический подход Йоги выражался в том, что за основу бралась установка – элементы, составляющие человеческое тело могут быть преобразованы, исправлены и применяемы с более высокими целями, чем еда, сон, и борьба за существование; подобно тому, как детали механизма (сложной системы) могут быть перенастроены и применены в иных целях. Например, газовая турбина может применяться в электростанции, самолете - а можно просто сделать из нее игрушку или переделать в двигатель машины. Подход сугубо материалистичный (не считая тех йогов, которые хотели просто прекратить материальное существование в качестве личности, или пребывать в возвышенных грезах тонкой реальности).
Знак тилаки (на лбу) указывает на последователя Вишну
Таким образом, на практике, был накоплен колоссальный опыт в человеческом теле, и стали возможны те маленькие чудеса, свидетелями которых мы являемся. И это лишь малая часть и отнюдь не цель практики йоги. Один раз в двенадцать лет, на праздник Кумбхамелы, в Индии в месте слияния трех рек, происходит своеобразная конференция, форум и праздник, на который сходятся йоги со всей Индии, выходят позабытые всеми из своих пещер, и многим уже не одна сотня лет.

Опыт и Знания Йоги живы и доступны, но требуют немалого упорства, труда, и самоотречения, подобно тому, как музыкант ежедневными упражнениями достигает совершенного владения своим инструментом. Так и йог использует свое тело как инструмент, дарующий куда большие возможности чем скрипка или компьютер. Настоящий йог чувствует своим телом вибрации Вселенной, обладая развитым эстетическим чувством, способен испытывать радость в любой ситуации, а познав высший вкус – безразличен к материальным благам «Одними глазами смотрит на золото и камень, брахмана и собакоеда». (Бхагавад-Гита)

Та часть Йоги, которая касается физического тела – называется Хатха-йогой и включает в себя асаны – физические, и пранайаму – дыхательные упражнения. Тонким (астральным) телом занимается Раджа – Йога, и здесь возможны настоящие чудеса. Например, в качестве результата практики этой Йоги существует умение управлять весом и размерами своего тела, феномен левитации, возможность всеобщего знания, ясновидение и прочее. Наиболее проста и доступна (и распространена) для современного человека это Бхакти-Йога. Она берет за свое основание эмоциональную природу человека, очищает и возвышает ее и делает способной для непрекращаегося экстаза и любви. И как не трудно в это поверить, даже в этом есть наработанные методики и указания. Бхакти-Йога является частью триединого направления в Йоге, которая называется Тройственный Путь – Путь Кармы, Гьяны и Бхакти.
Ступени йоги
Йога - это путь постепенного прогресса. Этот прогресс заключается в накоплении опыта и осознания реальности, связи с ней. Как и всякая практическая дисциплина, Йога начинает путь от самого простого и переходя к более сложному. Йога - это определенный путь, и чтобы направиться к нему, надо выбрать определенного направление. В этом смысл первой стадии - йама, закон, правило. Другими словами, следуя Йоге необходимо следовать множеству правил и предписаний, которые особым образом организуют ум, насаждают привычки, полезные процессу. То, что традиционно понимается под этим - это праведный образ жизни. Йога -Сутра насчитываеи пять направлений Йамы - (Ахимса) несотворение зла, (Сатьям) Правдивость, не желание чужого (Астеям), целомудрие (брахмачарья), не принятие подарков (Апариграха)
Искусство игры на флейте также может быть йогой когда  человек играет в храме для божества
Шафрановый цвет набедренной повязки этого санньяси означает то, что он уже отрекся от мира, у него не осталось ничего своего
По существу, йог начинает строить храм из своего тела. Кстати, биджа мантра сердечной чакры так и звучит ХРАМ. И весь процесс прохождения этих ступеней становится духовным восхождением над миром материального.
Первое по необходимости для реализации всех этих направлений стоит принятие авторитета духовного учителя. Так как в обычной жизни мы полагаемся на свой изменчивый и подпадающий под чужое влияние ум, то мы должны дать своему уму альтернативу - духовное знание. Учитель в данном случае и является предствителем этого знания.

Второй значимый момент - этот чистота (шучи). Как умственная, так и физическая. Она достигается принятием второй ступени - нийамы. Это отказ от нечистоты. Нечистота умственная происходит от лжи и погруженности в материальную концепцию жизни. Поэтому альтернтива - всегда говорить правду и осознавать свою духовную природу. Здесь необходим отказ от нечистого общения, но в современном мире каждый сам выбирает необходимыйу стандарт внутренней чистоты, поэтому готовых рецептов нет. Все зависит от искренности. Можно посоветовать повторение мантры (манас траяте - освобождение ума). Нечистота физическая устраняется омовением, а так же отказом от вредных привычек, порабощающих наш ум - алкоголя, курения и других. интоксикаций. Второе направления нийамы - (Сантоша) удовлетворение тем, что приходит само по себе. Третье - (Тапас) - сила возникающая от добровольно принятых на себя трудностей. 4 - (Свадхьяя) - осознание своей духовной природы. 5 - Ишвара - пранидхана - посвящение своих усилий Богу.
Третья ступень - асана - то, что все обыкновенно привыкли считать за содержание йоги. Но это лишь ступень, которая подготавливает тело к восприятию, осознанию жизненной энергии. Эта энергия - прана, благодаря асанам начинает свободно циркулировать в теле, устраняет недостатки тонкого эфирного тела и перенаправляет потоки праны таким образом, что создается необходимая психическая энергия для процесса осознания. Побочный эффект - оздоровление организма, повышение жизненного тонуса.
Четвертая ступень - пранайама - дыхательная практика. Дыхание - это главная фунция жизненных сил. И в пранайаме посредством дыхания достигаются две цели - первая, это завершение совершенства физического тела, новый уровень здоровой и полноценной жизни, динамических, жизненных процессов. Вторая цель - достигаются новые сферы сознания, опыта, которые недостижимы для человека в обыкновенном сознании.
Пятая ступень - пратьяхара - отстранение чувств от их объектов. Это можно стравнить с некоторомы современными экспериментами ученых, когда испытуемых закрывали в барокамере, лишенной света, и в отсуствие движений, они уже черех несколько часов погружались в видения (что в научном мире называется галлюцинацией). На самом же деле, в отсутствие деятельности внешних чувств, у человека открывается внтреннее видение, но не осознавая этого, он не в силах им воспользоваться, и отделить умственный хаос от видения астральных планов. В Йоге достигается такое отделение благодаря предварительному посвящению, мантрам и следованию традиции.

Шестая ступень Йоги называется Дхарана (Концентрация или памятование). Это сосредоточение принципа мышления на восприятии чувств. Дословно "привязывание внимания к одному месту". Имеется пять органов чувств и соответственно пять упражнений концентрации - на чувству обоняния, вкуса, осязания, слуха, зрения. Санскритское слово Дхарана также имеет значение "владеть". Йог, практически получает во владение некое духовное совершенство и осваивает его. То ли это ощущение пустоты, то ли любви или ясновидения. Но в любом случае возврат к обычной жизни уже невозможен.

Седьмая ступень Йоги - Дхьяна (медитация). Дхьяна - растяжение, расширения направленного на одно место мышления. Это переход в иное состояние, для которого используются определенные мантры, янтры, дающие соприкосновение с космическими силами.

Восьмая ступень Самадхи. Самадхи это и цель и метод ведущий к ней. Самадхи должно завершить любую правильную медитацию, словно плод дерева - медитации. Любых слов будет недостаточно ибо это опыт, который каждый постигает сам. Но можно добавить, что если предыдущие ступени назывались словами, которые применяются в человеческом языке и несут некоторое смысловое значение, то Самадхи - это аббревиатура, сокращение санскитского выражение, - постижение своей духовной сущности.
Сайт создан в системе uCoz